«Антон Васильевич, почему отчёты по проекту такие сложные?», - жаловался один из руководителей НКО, присутствующих на ПМЭФ-2023.
А у вас возникал такой вопрос?
Тогда вам будет интересно, что ответил Антон Долгов, исполнительный директор Фонда президентских грантов. Он сказал, что нельзя к гранту относиться как к подарку или премии. Это не история «как хочу, так и трачу». Грант - это обязательства. Добровольные.
Антон Долгов встретился с представителями НКО на площадке, организованной в рамках ПМЭФ.
Да, да! В Форуме уже пятый год участвует Фонд президентских грантов и организует там работу представителей НКО.
Напомним, что Петербургский международный экономический форум – это мероприятие мирового масштаба: в этом году участвовало 130 стран, 17 000 участников, 1700 руководителей бизнес-компаний, 3500 представителей СМИ из 33 стран. На Форуме было подписано соглашений на общую сумму 5 триллионов 670 миллиардов рублей.
Для представителей НКО выделили отдельную площадку. Со слов Исполнительного директора ФПГ, такой квоты, кроме иностранных гостей, не было ни у одной организации, представленной на форуме!
Нам, некоммерческому сектору, да такой почёт среди акул бизнеса, почему?
Мы подходим к новому этапу развития некоммерческого сектора – третий сектор становится важной частью экономики России. Об этом и был разговор на площадке НКО в рамках ПМЭФ-2023. Мы подготовили для вас заметки с важными словами А.В. Долгова на эту тему.
* Сектор НКО в экономике страны очень маленький. С бизнесом мы не сопоставимы. Но благодаря ФПГ, который как ледокол пробивает лёд непонимания, и делает обязательным участие НКО в таких программах, как ПМЭФ, бизнес и НКО может общаться.
* Мы будем с вами заметными, если будем публичными. Если общество из каждого утюга будет слышать о наших результатах. Потому что история о том, что «добрые дела любят тишину», наконец-то меняется. Этому активно способствует сам ФПГ: за 6 лет вышло 600 000 публикаций.
* Мы все эксперты в том, что делаем. Надо сделать эту экспертность публичной. Чтобы все знали, что рядом живут нетитулованные, но герои, которые занимаются серьёзными, очень важными для общества вещами – популяризацией донорства, помощью бездомным, например. Каждый человек должен знать, что рядом есть мы. Надо быть публичными, активными в соцсетях, надо присутствовать на региональных медиаплощадках.
* Одну ключевую компетенцию надо в себе тренировать постоянно: чтобы вы любому постороннему человеку смогли сказать куда дели миллион. То есть не процессно, типа «мы занимаемся обучением», а конкретно: «мы помогли такому-то количеству людей», «у нас в регионе больше нет детских домов - мы всех устроили в приёмные семьи», «такое-то влияние на сколько-то человек мы оказали». Вот так рассказывать о своей деятельности – результатами. Тогда общество нас увидит, тогда мы станем значимым сектором экономики.
* Зарплаты ещё не такие в некоммерческом секторе, чтобы туда люди прямо хотели идти и мечтали там работать. Сейчас люди приходят в некоммерческий сектор с какими-то другими мотивами, не за зарплатой. А в принципе, если это сектор экономики, то должны быть нормальные конкурентные зарплаты, чтобы человек мог выбрать: хочу в бизнес, хочу в НКО, хочу в госслужбу. Это должен быть равноправный выбор, не по остаточному принципу. Для этого нужно быть публичными, максимально.
* ФПГ 6 лет не менял правила и сроки конкурса и не собирается менять. Для ФПГ важно, чтобы что-то было стабильно, чтобы все знали, что и в следующем году вот так будут проекты оцениваться. Но когда стало настолько больше проектов, что ФПГ попал в условия ограниченных средств, Фонд вынужден был повысить проходные баллы. Антон Долгов отметил, что это честная конкуренция, и Фонд компенсирует это, выделяя часть средств через регионы.
* Коммуникации сами собой не развиваются. Ждать не надо, когда про нас вспомнят. Надо самим о себе напоминать. Всё начинается с соцсетей. Учитывая то, что сейчас некоммерческий сектор переживает подъём, от нас зависит, сколько людей захотят вовлекаться в эту работу и вообще быть активными участниками сектора, насколько люди будут доверять нам. Если мы говорим о популяризации деятельности НКО, привлечении новых людей, то это уже функция не ФПГ. Это наша задача, самих НКО.
На заключительной встрече НКО в рамках ПМЭФ-2023 каждый мог высказать своё мнение. Хотим обратить ваше внимание на слова Зинаиды Селебинко, директора развития общественных инициатив «Соль Земли» (Вологодская обл.):
«Чем отличаются НКО от бизнеса? Мы, НКО, настолько гибкие, мы можем сделать 3 шага назад, чтобы сделать 5 шагов вперёд. На такое не способен искусственный интеллект, он не может мыслить креативно, не может поломать систему, чтобы прийти к результату. Гибкость – это наше сильное качество, нас тут не победит искусственный интеллект. Умение договариваться – наше второе сильное качество. Эти два качества делают нас очень крутыми, круче, чем бизнес-гиганты. Мало того, что мы крутые, так мы ещё и меняем человечество в лучшую сторону, а не просто получаем прибыль, как бизнес».
Если вы хотите узнать больше о том, как взаимодействовал бизнес и НКО на ПМЭФ-2023, смотрите видео